О чем говорит твоя одежда?

«Встречают по одежке» — эта пословица известна с детства. Тогда бабушки. произнося ее. имели в виду. что не стоит идти в гости в платье с пятнами от мороженого. Став взрослыми. мы услышали чуть более витиеватую версию — про невозможность произвести первое впечатление дважды. Казалось бы. это должно заставлять нас внимательнее относиться к внешнему виду: одежда громче всех прочих инструментов самопрезентации сообщает окружающим о наших страхах. комплексах. уверенности в себе и о том. как сильно нас любила мама. Однако именно поэтому она слабо поддается контролю: как бы ни менялись моды. как бы часто мы ни покупали одежду. покупаем мы. в общем. все время одно и то же. Платья одних и тех же фасонов. пиджаки и свитера — все это ваш личный психологический портрет. И поменяться он может только с внутренним самоощущением. Сегодня исследования Эжена Ледо. Уильяма Шелдона и Эрнста Кречмера полувековой давности. которые связывали выбор человеком одежды исключительно с типом фигуры и. следовательно. темпераментом. уже не выглядят столь авторитетно. потому что за каждым выбором стоит вполне конкретная психологическая картина. а не просто набор костей. мышц и сухожилий определенного типа.

Для себя и для других

Психологи выделяют два типа самопрезентации: «ублажающую» и «самоконструирующую». Как и всякая типология. она достаточно условна. Если применить ее к одежде. то можно сказать: первая относится к людям. которые стараются одеваться » как положено», им важно одобрение общества. они не слишком уверены в себе. поэтому им важно дополнительное подтверждение их статуса. Причем к этой группе относятся как консерваторы. которые всю жизнь могут проходить в одном » приличном» костюме. так и жертвы моды. обновляющие гардероб раз в сезон. Причины. руководящие их поведением. одинаковы — просто они ориентируются на разные референтные группы. Так же «ублажающую» стратегию более или менее успешно применяем все мы. когда следуем дресс-коду — прописанному офисному или негласному социальному. В этом случае мы получаем информацию не о реальном человеке. а о его » демонстрируемом Я», что зачастую еще интереснее. Потому что в нашем обществе ситуаций с четко прописанным и годами принятым дресс-кодом довольно мало. и каждый интерпретирует ее по своему разумению. Западные организаторы вечеринок и приемов отмечают. что российские мужчины всегда одеты менее нарядно. чем того требует ситуация. а женщины — более. Смокинг для русского мужчины — психологически почти непереносимая одежда. «Специально для клиентов из России мы ввели краткий курс ношения смокинга, — говорит владелец английского ателье, — но все равно у них остается некоторая неловкость. как будто они не имеют на это права. Удивительно. но люди с миллионными доходами и десятками сшитых на заказ костюмов не могут носить формальную праздничную одежду. не чувствуя себя скоморохами». Этот феномен. конечно. сложно объяснить человеку. у которого в крови несколько десятков поколений людей. знающих что и когда нужно носить и как при этом сидеть и стоять. Особенно когда у тебя в опыте праздничных мероприятий с прописанным дресс-кодом только утренники в детском саду. где девочка должна быть самой нарядной. а мальчикам всегда немного стыдно за эти дурацкие брюки на резинке. которые болтаются между талией и подмышками. И эта неловкость и это желание быть » самой красивой девочкой» сопровождают нас всю взрослую жизнь.

«Самоконструирующая» презентация — это та часть нас. которая пытается выделиться даже на фоне строгих дресс-кодов. Почему при озвученной необходимости ходить в офис в костюме одна женщина покупает еле застегивающийся на груди пиджак и юбку-карандаш. а вторая что-то больше похожее на мешок? И первая надевает под этот пиджак шелковую блузку. а вторая — глухую водолазку? «Контурная одежда. как правило. говорит о желании заявить о себе. максимально сократить границы до собственного Я — особенно в офисной ситуации. где недаром рекомендуется пиджак. очень формальная и держащая границы одежда, — говорит психолог Елена Сулима. — Это свидетельствует о неуверенности человека. недостаточно высокой самооценке именно в области профессиональных качеств. Такой человек пытается перевести коммуникацию в область личного пространства и заменить профессиональную взрослую оценку на материнскую. родительскую. Перевести коммуникацию в поле » любит — не любит». Обратный эффект. когда женщина выбирает максимально мешкообразную одежду. что явственно говорит о невозможности принять себя как личность. не говоря уже о каких-то гендерных особенностях. Мешковатая одежда — это попытка спрятаться. полностью изъять себя из пространства. Неудивительно. что люди в такой одежде редко делают карьеру. несмотря на свои зачастую выдающиеся профессиональные качества — их послание в мир » меня нет!».

Еще более тревожным сигналом можно считать пристрастие к асимметрии и деконструкции — любое нарушение одеждой естественной симметрии тела говорит о полном неприятии этого тела и подсознательном желании его разрушить.

В конце восьмидесятых асиммерия повально вошла в моду вместе с японскими и бельгийскими дизайнерами. Ровно тогда же стал набирать силу стиль » гранж» — социальное напряжение после преппи — восьмидесятых разрушающим образом действовало на психику. что прежде всего отразилось на одежде.

И в пир. и в мир

Адекватность одежды ситуации — одна из самых бросающихся в глаза проблем нашего общества. С одной стороны. она связана с тем. что нормы социального дресс-кода у нас пока еще слабо прописаны. с другой. даже там. где они прописаны. мы мало обращаем на них внимание. Иерархичная корпоративная культура — практически аналог военного общества. где каждая деталь — аналог лычек и звездочек на погонах. И если ты хочешь быстро продвигаться по служебной лестнице. сначала изучи эту табель о рангах. За каждым образом — годами складывавшееся послание партнерам и начальству. Российский анекдот о смене дорогой машины на новую после того. как у нее переполнилась пепельница. у большинства западных бизнесменов вызывает искренний ужас — неужели ваши миллионеры так неуверенны в себе? Для их самооценки важно другое — показать. насколько » старые» у тебя деньги. Именно поэтому новый. блестящий лаком портфель из последней коллекции модной марки для них скорее моветон. а качественный. но уже слегка тронутый временем, — признак надежности и деловой репутации. Правила на самом деле просты: не пытайся выглядеть дороже. чем ты «стоишь», — это немедленно вызывает подозрение в нетрудовых доходах. Не пытайся выглядеть ярко. если сфера твоего бизнеса консервативна, — это от неуверенности в себе. Не пытайся выглядеть другим — свободным художником. если ты. например. офисный клерк. или наоборот — это говорит только о том. что ты не доволен своей работой.

Однако самое часто встречающееся в реальности — это полное пренебрежение дресс-кодом. Подается это все под соусом: «Я слишком личность. чтобы соблюдать условности», и должно вроде бы свидетельствовать о силе. но. скорее. говорит об обратном. «Бравирование грубостью в языке. как и бравирование грубостью в манерах. неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление. и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека. о его слабости. а вовсе не о силе, — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих » Письмах о добром и прекрасном». — Говорящий стремится грубой шуткой. резким выражением. иронией. циничностью подавить в себе чувство страха. боязни. иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать. что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том. что это — признак невоспитанности. неинтеллигентности. а иногда и жестокости. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать. что они выше тех явлений. которых на самом деле они боятся».

В ногу

«Никто не относится серьезнее к вопросу обуви. чем российские мужчины, — рассказывает обувной мастер. шьющий на заказ. — Только в России ко мне приходят с фильмами. журналами. собственными эскизами и очень четким видением того. что должно получиться в результате. У вас очень серьезно относятся к обуви». На самом деле. страсть к туфлям и желание обладать ими в количестве достойном сороконожки-коллекционера. это явление интернациональное. И в женском понимании туфли зачастую — главный показатель того. что жизнь состоялась в экономическом плане. «Пока я не вышла замуж. у меня было шестнадцать пар туфель», — рассказывает пожилая женщина. Или другие страдания: «Как теперь жить? На что покупать лабутены. манолос и прочие дольчегабанны?» — это главный экономический страх девушки. решившейся на открытие собственного бизнеса.

На самом деле. в области женской обуви есть всего два тотальных выбора — это туфли на каблуке и туфли без каблука. И оба выбора достаточно неоднозначны. Проще всего определить каблуки как символ женственности. а плоскую подошву — как олицетворение практичности и пренебрежения собственной женской сущностью. Однако все немного сложнее. «Мужчины любят женщин на каблуках. потому что каблуки придают женщине ощущение беззащитности. позволяя ей быть красивой игрушкой в этом сексистском мужском мире, — говорит американский культуролог Валери Стил. — Но это только одно видение. самое простое и поверхностное. Каблуки же стали олицетворением агрессивной. доминирующей женщины. Не зря туфли на шпильке обязательно присутствуют в гардеробе активной деловой женщины. Я не говорю о менеджерах среднего звена — для них как раз допустим лишь невысокий каблук. я говорю о женщинах. которым приходится общаться на равных с мужчинами. Так же как отсутствие каблука — это не всегда пренебрежение женственностью. Это может быть и игра в женщину-ребенка. особенно в сочетании с платьями соответствующего стиля».

Плоская подошва может быть как показателем проблем с женственностью. так и. наоборот, — знаком. что ее носительнице не требуется дополнительных инструментов для общения с противоположным полом. Выгнал же как-то доктор Хаус с собеседования претендентку на высоких каблуках. заподозрив ее в неуверенности в себе. Хотя сам с его презрением к белому халату может быть весьма занятным образцом для анализа.