Какую одежду выбрать для покойника

Похоронный обряд – это не только естественное и для кого-то рутинное действие обыденной жизни, но и во многом символическое действо. Для кого-то символизм деталей и последовательности похорон является всего лишь соблюдением традиций, а кто-то же искренне верит в то, что от правильности и тщательности их соблюдения зависит посмертная судьба души человека. Немаловажную роль в этом символизме играет то, в какой именно одежде принято хоронить умершего человека.

Несмотря на то, что христианство сделало всё, чтобы вытеснить или хотя бы слиться со славянским язычеством, до конца ему этого сделать не удалось. Многие детали похоронного обряда берут своё начало в дохристианских традициях, и до сих пор под внешней православной обрядовостью нет-нет да и можно увидеть нечто, идущее от времён поклонения Перуну и Яриле. Например, традиция хоронить военных и полицейских в форме связана не только с наличием в современном обществе у этих людей определённого статуса…

Некоторые особенности подбора похоронной одежды

Те, кто имеет родственников в деревне, наверняка знают о свойственной многим старикам привычке загодя собирать для себя «смертный узел» – ту одежду, в которой их должны похоронить. Не в последнюю очередь это было связано с достатком крестьянской семьи, поэтому такими сборами старики не только подбирали для себя последнюю одежду сообразно своему вкусу, но и существенно облегчали родственникам проблему похорон, снимая с них заботу о своём наряде. В наше время полный комплект погребальной одежды можно приобрести в любой организации, занимающейся проведением похорон, или же в церкви, что, несомненно, удобно по многим причинам, так что эта деревенская традиция понемногу отходит в прошлое. Однако какой бы правильной и соответствующей канонам ни была одежда, предлагаемая в официальных органах, из неё нельзя вытравить этот дух безликости и казённости. Для многих людей это является неприемлемым, поэтому вопрос, в чём же правильно хоронить покойного, ещё долгое время будет весьма актуальным. К тому же смерть близкого и его похороны – это такой стресс для человека, что он вполне может забыть даже то, что, казалось бы, знал твёрдо и хорошо.

Последняя одежда покойного напрямую зависит:

  • от гендерной категории (то есть, от того, к какому полу он принадлежал).
  • от статуса (положения в обществе).
  • от возраста и в некоторых случаях – от семейного положения.
  • от желания самого покойного, если оно изъявляется им при жизни.

Однако какая бы ни была выбрана одежда, она всегда должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть такой, чтобы её удобно было надевать на умершего человека любого пола. По этой причине не приветствуются свитера или платья, которые нужно надевать через голову. Предпочтительней всего использовать платье с застёжками на спине, иначе для того, чтобы его надеть на покойную, придётся делать разрез сзади.
  • быть чистой, выглаженной и в идеале – новой и ни разу не ношеной при жизни. Это требование уходит своими корнями в глубокую древность и когда-то связывалось с представлением о том, что умершему ничего не должно напоминать о его земном бытии и что у мёртвых есть свои пути, которые никак не должны пересекаться с живыми. Однако если материальное положение семьи и родни покойного тяжёлое (или ещё по каким-либо уважительным причинам), допустимо хоронить его в старой ношеной одежде, хотя это не всеми одобряется.
  • быть только светлых (для женщин) или тёмных (для мужчин) цветов. Нельзя хоронить человека в одежде красного цвета – по приметам, это повлечёт за собой смерть кого-то из родни.

Исключением является случай, когда умерший ещё при жизни каким-либо способом выразил своё желание относительно того, в какой одежде он хотел бы быть похороненным. Даже если оно входит в противоречие со всеми существующими традициями и принятыми нормами как в православии, так и в той или иной местности, оно должно быть исполнено.

Во что обряжают мужчину

Некоторые традиции обряжания покойного берут своё начало ещё чуть ли не во временах скифов. Как мы уже упоминали, человека, бывшего при жизни военным (за исключением отставника), полицейским или пожарным, принято хоронить в полной форме, а фронтовики часто просят похоронить себя не только в ней, но ещё и вместе со своими наградами. Это – остаток древнейшей традиции воинских похорон, дошедший до наших дней. Как известно, погибших или умерших воинов княжеской дружины и самого князя/вождя было принято хоронить в полном боевом облачении и обязательно со своим оружием, причём оно должно было выполнять в загробном мире ту же роль, какую выполняло при жизни своего владельца. То есть, в понимании славянина-язычника оружие было в первую очередь предметом необходимости и лишь затем – показателем прижизненного статуса покойного. Подобные традиции были характерны для многих древних народов, находившихся на разных ступенях развития, и славяне в этом смысле не являлись исключением. В этой связи интересна роль наград, при которых просят похоронить себя фронтовики. Учитывая символичность многих деталей похоронной одежды, можно предположить, что награды являются подсознательной заменой оружия и одновременно – итогом его службы своему владельцу, а также показателем доблести, проявленной им на поле брани. Церковь относится к подобным просьбам и традиции в целом толерантно – по крайней мере, ни в одном источнике нам не приходилось встречать какого-либо откровенного неприятия их священнослужителями. Единственное требование, которое можно увидеть, касается цветовой гаммы мужской погребальной одежды: она должна быть неброских, желательно тёмных тонов или чёрного цвета.

В комплект одежды гражданского человека должно входить:

  • нижнее бельё.
  • носки.
  • рубашка.
  • пиджак.
  • брюки.
  • туфли, по возможности – без каблуков. Для пожилого человека допустимы тапочки без твёрдой подошвы.

Противоположные мнения можно встретить по поводу того, нужно или нет надевать на покойного галстук и пояс. Одни источники относят галстук к желательным, но необязательным аксессуарам одеяния умершего, но оставляют это на усмотрение близких. Некоторые ориентируются на вкусы покойного при жизни: мол, если он любил и носил галстуки, то будет логично, если галстук станет частью похоронной одежды. Что же касается поясного ремня, то уместность его использования также оставляется на усмотрение людей, занимающихся похоронами и обряжанием покойного, тем более что под одеждой его не видно. С другой стороны, можно встретить утверждение со ссылкой на Псалтырь, что христианские обычаи категорически запрещают надевать галстук и ремень на покойного – мол, это означает подвергнуть его посмертным мукам. Трудно сказать, кто в данном случае прав, поэтому, наверно, лучше всего будет проконсультироваться у священника.

В чём хоронят женщину

Одежду для умершей женщины подбирают главным образом в зависимости от возраста, однако непременными её составляющими должны быть:

  • нижнее бельё. Часто в похоронных бюро просят заменить трусики удлинёнными панталонами.
  • головной платок, который можно заменить палантином или лёгким шарфом типа шёлковой шали. Чтобы лицо усопшей не казалось синим, рекомендуют выбирать головной убор холодных цветов, предпочтительней всего – голубого или зелёного.
  • ночная сорочка.
  • чулки. Если обряжают молодую женщину, то допустимы даже капроновые чулки или колготки, хотя последнее новшество многими не одобряется.
  • туфли без каблуков на плоской подошве или тапочки, не предназначенные для ношения (обычно те, что имеют на один размер больше, чем носила покойница).
  • верхняя одежда в виде костюма с юбкой или однотонного платья с длинными рукавами и закрытым вырезом.
  • носовой платок.

В некоторых областях России по традиции хоронят женщин без нижнего белья. Если их обряжают в платье с поясом, то его концы не завязывают, а кладут друг на друга крест-накрест. То же самое делают и с концами платка. Иногда голову повязывают двумя платками: один – тоньше, другой – толще, но их концы всё равно не завязываются.

Если приходится хоронить незамужнюю, преждевременно ушедшую из жизни девушку, то чаще всего её обряжают как невесту, одев в подвенечный наряд: белое платье (не настоящее, а специально смётанное вручную для этого случая) и специальные матерчатые тапочки. Если используются сапожки или туфли, то, во-первых, они должны быть обязательно белого цвета, а во-вторых, без гвоздей. Причёску умершей не делают, оставляя волосы распущенными. Допустимо покрыть их вуалью или фатой, как это сделала бы невеста при жизни. Если же её хоронят в обычном платье, то оно должно быть нарядным и светлых тонов. Волосы можно не покрывать. Светлый тон одеяния подчёркивает чистоту и непорочность девушки, в которой она, по мнению знатоков православного похоронного обряда, должна предстать перед Богом. Кроме того, традиция одевать умерших девушек в белое также берёт своё начало в глубокой древности.

В свадебный же наряд принято обряжать молодую пару, если вдруг она не успела пожениться и также преждевременно ушла из жизни. Хоронят их тоже рядом.

Если человек был крещён, то его лоб покрывают венчиком, по пояс или по грудь укрывают покрывалом с изображением распятия, а сверху – белой материей из гипюра. Под голову всегда кладётся плоская подушка из ваты или из сухой травы. Обычно эти принадлежности продаются вместе с гробом, так что заранее беспокоиться об их приобретении не нужно.

Что же касается похорон мертворожденных детей, младенцев или же маленьких детей, то не существует никаких особых рекомендаций по этому поводу. Чаще всего ребёнка обряжают в новую чистую одежду, однако на этот счёт лучше всего проконсультироваться в похоронном бюро или же – если ребёнок был крещён – в церкви.

Заключение

Иногда на интернет-форумах можно встретить вопрос, можно ли сделать умершей женщине макияж. Это не приветствуется ни ритуальными органами, ни церковью, поэтому очень часто к ней в гроб кладут духи, помаду и расчёску – то, чем она чаще всего пользовалась при жизни. Реакция на подобную информацию бывает самая разная – от полной поддержки до недоумения и неприятия. Видимо, это сродни тому, как в гроб к мужчине кладут то, чем он чаще всего пользовался при жизни – к примеру, очки или трость. Как и некоторые другие, эта традиция также уходит своими корнями в глубокую древность – правда, тогда вместо косметических аксессуаров в гроб к женщине часто клали предметы домашнего обихода. Трудно сказать, насколько это уместно, однако похоронный обряд считается самым консервативным обрядом в культуре любого народа. Если посмотреть на требования к одежде покойного человека, в этом легко можно убедиться каждому.